Художник должен быть голодным. Это утверждение легче всего проверить в Беларуси, где академия искусств каждый год выпускает около сотни молодых художников. Заявить им о себе не легче, чем выиграть в казино: современную живопись ценят в одной с половиной галерее. Два молодых белорусских художника рассказывают о деньгах, судьбе, попсе, гордыне, бытовых проблемах и способах победить реальность.
Алексей Нестеров. Художник, который живет на крыше
Алексей практически живет в своей мастерской на чердаке одного из минских домов. Полки на стенах уже прогибаются под тяжестью его работ, однако их не то, что продать, в Минске их, по словам Алексея, даже не выставить. «Если бы не мастерская отца, которую он выбил еще в советские годы, мне бы и творить негде было», — рассказывает Алексей.
![](https://kyky-public-storage.s3.eu-central-1.amazonaws.com/image/file/3079/temp.png)
«Люди недооценивают работу художника. В нашей стране, где у большинства денег не хватает даже на жизнь, продать картину очень непросто. Некоторые картины могут писаться месяцами. Да и холст с красками стоят каких-то денег. Чтобы хоть как-то существовать, одну картину нужно продавать миллионов за 15, не меньше. А такие деньги готов потратить далеко не каждый. Чтобы хоть как-то продавать свои работы, приходится рисовать попсу. В чем смысл такого творчества? Начинаешь искать золотую середину. Мой отец, например, для себя ее нашел. И, в принципе, пишет то, что ему нравится, и нормально существует на вырученные деньги. Мой творческий поиск затянулся. Может, деньги зарабатывать пока и рано? Я только в 29 лет закончил академию искусств — все время выгоняли за нарушения правил. Заучился до смерти. А после академии вообще забил на все правила написания картин.
![](https://kyky-public-storage.s3.eu-central-1.amazonaws.com/image/file/3080/temp.png)
Было время, когда меня постоянно приглашали на выставки. Даже просили завезти мои картины в одну голландскую галерею. Было дело, я даже возгордился. Решил, что я звезда, и отказал. Несколько картин купил директор одной крупной фирмы. Сразу две картины купила одна известная белорусская спортсменка. То ли волейболистка, то ли теннисистка… Не помню. Спортсмены у нас, в отличие от художников, много зарабатывают.
Художник и религия
![](https://kyky-public-storage.s3.eu-central-1.amazonaws.com/image/file/3081/temp.png)
Я, конечно, увлекся немного. Начал кидаться в крайности. Из агностика превратился в глубоко верующего. Побежал в храм. Понял, что Бог есть, но он мне не особо нравится. Эзотерикой заниматься начал, видел удивительные вещи, даже устраивал у себя в мастерской всякие магические обряды. Но потом начались большие проблемы со здоровьем. Я понял, что нельзя так. Религию для себя так и не выбрал. Ей, как компьютеру, нужна модернизация. У меня религия своя, но проповедовать я ее не собираюсь. Хотя искусство и вера вообще очень тесно связаны. Создавая, ты бросаешь вызов Богу, и в этом вся страсть творца. В слове „искусство“ даже корень — „искус“.
Подсолнухи и затмения
![](https://kyky-public-storage.s3.eu-central-1.amazonaws.com/image/file/3082/temp.png)
За последние два года я вообще ничего не продал. Живу впроголодь. Если бы была хоть какая-то поддержка, может, и получалось бы как-то выживать. Но в Минске кроме галереи „Ў“ да музея современного искусства и податься-то некуда с необычным творчеством. В последней серии работ я объединил подсолнухи и затмения. Цветок — простая единица вселенной, любая домохозяйка не против повесить цветок себе на кухню. А солнечное затмение — это как распятие неба. На секунду умирает все живое — только яркий нимб вокруг черного пятна — потом снова оживает. Этого домохозяйкам знать необязательно».
![](https://kyky-public-storage.s3.eu-central-1.amazonaws.com/image/file/3083/temp.png)
Работы Алексея Нестерова были показаны на республиканских и международных выставках, работа «Пасха» находится в коллекции современного искусства Русского музея Джерси.
Настасья Барашкова. Художница, которая делает татуировки
Молодая художница Настасья Барашкова живет и работает в съемной квартире. Подход к искусству у нее иной. В двадцать один год художница полностью обеспечивает свое существование, нигде не работая.
Художница и деньги
![](https://kyky-public-storage.s3.eu-central-1.amazonaws.com/image/file/3084/temp.png)
«Бред, что творчеством не заработаешь. Это все отмазки и предрассудки людей, которые просто не умеют или не хотят этого делать. Что ни говори, но даже творчество упирается в деньги. Чтобы творить, нужны холсты, краски, хорошие кисти, помещение с нормальным освещением. Все это можно получить! Я никогда не умела себя пиарить, но продала немало своих рисунков даже за дальний рубеж. Знаю, что Леша Нестеров никак не может продать свои работы. А если и продает, то тут же радуется заработанному миллиончику и мгновенно пропивает. С ним я познакомилась не благодаря тяге к творчеству. Мы просто одним летом вместе работали волонтерами в «Новинках». Ухаживали за больными людьми. Не хочу сказать, что Леша бесталанный художник. Я вообще считаю, что он намного талантливее своего отца, Григория Нестерова. Леша делает абстрактные, интересные вещи. А отец… Ну нарисовал елку или дом, что тут еще скажешь? Лешины картины интересны. Но каким бы он ни был талантливым, он никогда не заработает на этом. Слишком уж сильно заморачивается на деньгах.
![](https://kyky-public-storage.s3.eu-central-1.amazonaws.com/image/file/3085/temp.png)
Мне, например, совершенно плевать на все эти бытовые мелочи. В конце концов, у всех есть близкие люди, которые не дадут умереть с голоду. Бывает, что у меня очень много денег, и я могу позволить себе купить хорошие листы, краски и нормально существовать. А когда денег нет, я нисколько не расстраиваюсь: просто думаю, что придется сегодня макарон поесть и порисовать на старых листах.
Люди часто негодуют, что подорожал, например, проезд в метро. Не нужно обращать внимание на такие мелочи. Единственное, что меня тревожит — это не круглая цена этого самого проезда. 3700 рублей — что это вообще за цифра? Приходится стоять возле кассы и думать: сколько мне этих соточек еще нужно добавить. Ненавижу белорусские деньги!
Художница и семейные ценности
![](https://kyky-public-storage.s3.eu-central-1.amazonaws.com/image/file/3086/temp.png)
С самого детства мне родители говорили, мол: «Будешь пол плохо мыть — никто тебя замуж не возьмет!» Я еще тогда думала, зачем мне вообще этот «замуж»? Но все же потом решила попробовать. Вышла за своего соседа, которого знала один день. Однажды забыла дома ключи и пришлось ждать маму с работы. Вспомнила, что полгода назад новый сосед звал чаю попить, познакомиться. Решила двух зайцев убить. Позвонила, сказала, что сейчас зайду. Оказалось, что он очень хороший парикмахер. А если человек хорош в чем-то одном, то он во всем будет хорош. Предложила ему расписаться. Он согласился. На следующий день в ЗАГС пошли. Правда, год пожили и разошлись. Не по мне все это. Я не хочу подстраиваться под кого-то. Живешь одна — захотела фильм посмотреть и посмотрела. Не ждешь никого и не зависишь. Да, я феминистка. Но это нормальное явление. Конечно, я не кричу на мужиков, которые мне дверь открывают, как это делают женщины в Берлине, но вполне могу разбираться со своими проблемами сама.
Период протеста
![](https://kyky-public-storage.s3.eu-central-1.amazonaws.com/image/file/3087/temp.png)
Вообще я очень увлеченный человек. Моя жизнь часто меняла направление и сворачивала. Успела и в России пожить (куда бы и хотела вернуться), и в Польше немного, вместе с мужем уже. И творчество мое постоянно менялось. В 16–17 лет хотелось делать вещи, которые бы вызывали отвращение у каждого, кто на них посмотрит. Апофеозом моей учебы стал большой деревянный крест, который я покрасила говяжьей печенью. Он очень пах трупом. Вот оно, искусство! С ним рядом невозможно было стоять. Но я смогла. Часов восемь сидела с ним рядом. Принципиально. И, конечно, у меня было много слов и мыслей по поводу креста. Но все пугались и сразу убегали. Потом было окончание учебы и период великой депрессии. И великой усталости. Я осталась без учителей и гениальных советчиков и стала писать-рисовать-делать коллажи. Мне стало не интересно красить стены в черный и писать там стихи Буковского. Не интересно резать советские ковры на кусочки и составлять их на стене заново, чтобы ковер был цельный, но странный, если присмотреться. Не интересно снимать бомжей и трупы животных, чтобы показывать их с интеллигентным и скромным лицом задроченным и забитым преподавателям. Совсем не интересно стало снимать гениталии, чтобы вешать их на просмотрах между академической живописью. Появилось время слушать себя.
Но все было очень непредсказуемо. Как с красной живописью, например. Я ее написала и знала, куда хочу повесить. Но цвет стены был отвратителен рядом с этим квадратом. Я перекрасила пол квартиры в красный (чужой квартиры). Чтобы было мне хорошо. Хозяева уже смирились.
Татуировки и буквы
![](https://kyky-public-storage.s3.eu-central-1.amazonaws.com/image/file/3088/temp.png)
Сейчас я хочу просто делать татуировки. Не как ремесленники в тату-салонах, которым принесли картинку — рисуй. Мне должен нравиться рисунок, который нужно нанести. Люди приходят, изливают тебе всю душу. Пересказывают всю свою жизнь. И только тогда ты видишь, как нужно нарисовать. И да, я совершенно не понимаю татуировщиков, которые бьют цветными красками. Это ужасно! Человек уже имеет свой собственный цвет, зачем ему еще красные-зеленые-желтые пятна на коже? Вот если бы люди были идеально белыми… Любую вещь или явление в мире можно преподнести так, что будет вещь эта отличной, и наоборот. Потому что у человека есть сознание и язык. Если владеть языком, то ты уже и есть хороший современный художник. В Европе я ходила на выставки современного искусства и совсем ни черта не понимала. Потому что не могла прочитать огромные тексты рядом с рваными колготками на стене. Или скульптурой бомжа, который просит прикурить. Если бы я могла прочитать — я бы поняла, что до меня пытаются донести.
Получается, что хороший художник — это тот, кто ловко жонглирует словами и имеет что-нибудь. Например, интуицию. Или большое количество чувств. Или высокий уровень интеллекта. Или хорошо ворует».